ЗАВЕЩАНИЕ ЦАРЯ ДАВИДА

Когда царю Давиду пришло время умирать, призвал он к себе сына, будущего царя Соломона.

— Ты успел побывать во многих странах, видел разных людей, — сказал Давид. — Какое у тебя мнение о мире?

— Самое скверное, отец, — отвечал Соломон. — Где бы я ни был, везде царят несправедливость, глупость, зло и несчастье. Не знаю, почему так устроен мир, но очень хочу изменить его.

— А знаешь ли ты, как это сделать?

— Нет, отец.

— Тогда послушай.

И царь Давид рассказал будущему царю Соломону древнюю притчу.

“Давным-давно, когда мир был еще молодой, землю населял один-единственный народ. Управлял этим народом Царь, имя которого время не донесло до нас. Было у Царя четверо детей — их имена тоже канули в Лету. Когда царь понял, что умирает, он призвал к себе четверых Наследников и завещал им нести людям справедливость, мудрость, добро и счастье.

Несправедливость, сказал он, возникает из-за того, что человек относится к миру слишком пристрастно. Чтобы стать справедливым, человек должен избавиться от власти чувств. Он должен всегда поступать так, как будто мир существует независимо от человека. “Мир существует, а Я не существую” — только этот принцип может быть основанием для справедливых мыслей и поступков.

Глупость, говорил он, возникает из-за того, что человек, зная ничтожно мало о сложном и многообразном мире, судит о нем с позиций своего знания. Невозможно вычерпать безбрежное море неведомого, как ни пытайся познать его. Расширяя свои знания, можно лишь перейти от большей глупости к меньшей. Поэтому мудр тот человек, который ищет истины не в мире, а в самом себе. “Существую Я, а мир не существует” — этим принципом руководствуется мудрец.

Зло, сказал Царь, появляется тогда, когда человек противопоставляет себя миру. Когда он ради своих целей вмешивается в естественный ход событий и подчиняет всё своей воле. Чем больше стремится человек господствовать над миром, тем больше мир сопротивляется ему, и зло порождает зло. Добр тот человек, который не стремится к господству, а действует сообразно порядку, существующему в мире. “Мир существует, и Я существую. Я растворяюсь в мире” — это основа для добрых поступков.

Несчастье, сказал Царь, испытывает тот человек, которому чего-то не хватает, и чем большего ему не хватает, тем более он несчастен. А так как человеку всегда чего-то не хватает, то, утоляя свои желания, он лишь переходит от большего несчастья к меньшему. Счастлив тот человек, внутри которого весь мир, - ему не может чего-либо не хватать. “Мир существует, и, Я существую, весь мир растворен во мне” вот формула счастья.

Передав эти знания сыновьям, Царь умер. А Наследники, заметив, что формулы справедливости, мудрости, добра и счастья противоречат друг другу, решили поступить следующим образом. Они разделили народ на четыре равные части, и каждый Наследник стал управлять своей частью. Один нес людям справедливость, второй — мудрость, третий — добро, четвертый — счастье. В результате появились Справедливый народ, Мудрый народ, Добрый народ и Счастливый народ.

Прошло время, и народы перемешались. Справедливые люди знали только то, что такое справедливость, но не знали, что такое мудрость, добро и счастье. Поэтому справедливые люди несли в мир глупость, зло и несчастье. Мудрые люди несли в мир несправедливость, зло и несчастье. Добрые люди несли в мир несправедливость, глупость и несчастье. Счастливые люди несли в мир несправедливость, глупость и зло” – так закончил притчу царь Давид.

Поэтому тебе, Соломон, мир показался таким скверным, - обратился он к сыну.

Я все понял, – ответил Соломон. — Надо было научить всех людей всему сразу — И СПРАВЕДЛИВОСТИ, И МУДРОСТИ, И ДОБРУ, И СЧАСТЬЮ.

Я исправлю ошибку Наследников древнего Царя.

Но ты не учитываешь, что мир уже изменился. Несправедливость, глупость, зло и несчастье перемешаны среди людей. Они породили страх. Чтобы победить эти пороки, надо прежде всего справиться со страхом.

— Тогда объясни мне, как победить страх.

— Страх бывает разным, но главная его форма такова: в радости люди боятся смерти, а в печали - бессмертия. Лишь тот, кто знает цену и радости, и печали, не боится ни смерти, ни бессмертия.

...Давно жил царь Соломон, но люди помнят его. Его называли справедливым, мудрым, добрым, счастливым и бесстрашным.

Эта замечательная легенда погружает нас в мир философии. Но для каждого из нас философские категории справедливости, добра, мудрости и счастья существуют не отвлеченно, а в виде вполне конкретных вопросов, требующих решения. От того, как мы отвечаем на них, во многом зависит, насколько счастливой и удачной кажется нам наша жизнь.


На главную страницу сайта

Rambler's Top100