ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ

      На вопрос, что такое счастье – каждый человек ответит по-своему. Для одних счастье – любимый человек, для других – любимое дело, любимая работа, для третьих – спокойствие, для четвертых – возможность творчества, для пятых – дети, шестые считают, что счастье можно купить, для седьмых счастье – это здоровье, для восьмых - счастье в борьбе, преодолении трудностей и достижении цели, для девятых - счастье в вере. Несмотря на разнообразие суждений, практически каждый человек признает, что у других людей могут быть иные, отличные от его понятия о счастье. Это правильно, поскольку гуманно. Однако этот вопрос, как в силу своего романтического ореола, так и в силу личного характера, практически не подвергался серьезному научному исследованию. Отправной точкой здесь могут стать потребности человека. Однако список потребностей современного человека столь многообразен, что вряд ли когда-либо будет известен полностью. Тем не менее, известна их классификация по Абрахаму Маслоу, который разбил все потребности на группы и определил их иерархию. Более подробно этот вопрос рассмотрен в разделе "Потребности по А. Маслоу". Детализируем потребности в порядке убывания их значимости для жизнедеятельности. Критерием здесь будет длительность существования индивидуума, при условии, что одна из его потребностей не реализуется. Причем в качестве индивида будем рассматривать взрослого человека, а среди всех потребностей только нормальные, то есть те, удовлетворение которых способствует сохранению индивида, его отдельных сообществ и человечества в целом. Таким образом, шкала нормальных потребностей нормального человека будет выглядеть следующим образом:

 

1 Дыхание

2 Вода

3 Пища

4 Здоровье

5 Секс

6 Аффинити (дружба, духовная близость)

7 Материальные блага

8 Физическая культура

9 Душевные потребности

10 Интеллектуальные потребности

11 Помощь

12 Любовь

 

      Потребности с 1 по 6 особых пояснений не требуют. Отметим лишь, что для здоровья психический и психологический аспекты так же важны, как и здоровье физическое. Термин аффинити заимствован из диалектики, поскольку наиболее точно отражает потребность человека в дружбе, в возможности сказать и быть услышанным, получив в ответ сочувствие, участие и совет, в духовной близости, чувстве локтя и безопасности в кругу друзей.
      Потребность в материальных благах, в том числе в деньгах как их квинтэссенции, для каждого человека своя. Одному достаточно “хрущовки”, садового участка и дохода в 500 рублей в месяц, другому необходима вилла на Багамах и автомобиль “Линкольн”, не говоря уже обо всех остальных вещах столь необходимых “солидному” человеку. Что же является критерием достаточности материальных благ? В сущности, человеку нужны лишь средства на жилье, одежду и еду, причем в количестве, соответствующем одному человеку. И проблема не в патологической жадности человека как вида. Материальные блага нужны индивиду для того, чтобы адаптироваться в той социальной среде, в которой он живет. Их количество зависит, таким образом, от окружения индивида, вернее от тех требований, которые его окружение предъявляет. И естественно, что каждый индивид в той или иной мере в зависимости от степени влияния на него окружающей среды стремится соответствовать этим требованиям. Поэтому каждый человек должен определиться – чего и сколько ему надо, и надо ли. Может быть проще сменить круг общения и не растрачивать свою энергию и здоровье на труднодостижимые цели.
       Потребность в физической культуре наиболее ярко проявляется в том случае, если работа человека не связана с физическим напряжением и все остальные потребности (особенно потребность в здоровье) полностью удовлетворены. В этом случае организм
просто просит движения. Заметим, что большинству людей хочется (именно хочется) заниматься легкоатлетическими или игровыми видами спорта. Это связано, с тем, что они точнее всего соответствуют физической нагрузке на человека в то время, когда он сформировался как вид.
      Душевные потребности выражаются в желании испытывать весь спектр эмоций, присущих человеку. В реальной жизни многих эмоций (например, страха) не нам достает, и это объясняет широкое распространение фильмов ужасов, фильмов-катастроф и компьютерных игр, цель которых – убежать от преследователя. Следует отметить, что искусство играет ведущую роль в удовлетворении душевных потребностей.
      Интеллектуальные потребности выражаются в стремлении к творчеству на основе мыслительной деятельности. Целью всех этих проявлений здесь является изменение окружающего мира путем внесения в него новых приемов, методов, технологий, устройств, идей, моделей, теорий и т.д. Часто это связано с профессиональной деятельностью человека или проявляется в хобби. При этом решается два типа задач: задачи анализа – цель решения, которых состоит в объяснении существующего и задачи синтеза, решение которых создает новые объекты.
      К интеллектуальным потребностям относятся также идейные искания или духовные потребности: поиски смысла жизни, системы ценностей, религии, рационального устройства общества, новых социальных идей и т.д. Двадцатый век оказался на редкость плодовитым даже не столько в плане новых идей, сколько в технических возможностях для их реализации. Опробована идея социализма во всех ее проявлениях от Камбоджи до Швеции, “холодная” война, гонка вооружения, серия локальных конфликтов показали бесперспективность решения межнациональных конфликтов с позиции силы, глобальные экономические катастрофы привели к пониманию необходимости сосуществования человека с окружающей его природой, развитие психологии приоткрыло завесу под человеческой природой и наверное только ленивый не создал свою религию… . Список можно продолжать.
      Потребность в помощи проявляется последовательно в заботе о своей семье и о своих близких, в сохранении своего селения (города), своей страны и человечества в целом. Она проявляется в виде публичного изложения результатов своей деятельности непосредственно перед аудиторией или с использованием технических средств: публикации, радио, телевидение, компьютерные сети.
      И, наконец, высшая потребность – потребность в любви. В данном случае она не имеет ничего общего со слепой любовью матери, строгой любовью отца или любовью супругов, которая по существу является комбинацией потребностей 5, 6 и 11. Это скорее любовь высшего существа к существующему миру, она принимает его таким, каков он есть, понимает, что другого такого мира не будет и поэтому он ценен, а совершенствование этого мира возможно лишь через его саморазвитие.
      С целью проверки последовательности реализации потребностей интересно рассмотреть развитие ребенка. Новорожденный требует реализации потребностей 1-4. В 2 месяца ребенок узнает мать. А затем и других близких, в 9 месяцев требует первые материальные блага – игрушки. В тоже время начинает двигаться – ползать, а затем ходить. Примерно в 2 года начинает общаться не только с родителями. Но и со сверстниками, приобщается к элементам искусства (музыка, стихи, мультфильмы). Таким образом, реализуются душевные потребности. В 3 года ребенок начинает рисовать, лепить, в 4 – пытается помогать взрослым, а в 7 помогает уже вполне сознательно и даже может иметь свои минимальные обязанности. Потребность 5 возникает в процессе полового созревания примерно в 13 лет. Обычно она в течение ряда лет не удовлетворяется как в силу моральных ограничений, так и в силу неполного социального развития подростков. Ситуация отягощается еще и тем, что это период начала реализации духовных исканий. Причем взрослые в этот период уже не могут ответить на все его вопросы. Все это вызывает психологическое напряжение (фрустрацию) и известно под названием переходного возраста.
      Потребности с 1 по 5 имеются не только у человека, но и у животных и растений и реализуются в той же последовательности. Только растения в отличие от животных потребляют углекислый газ и солнечный свет. Для отдельных видов высокоорганизованных животных характерна потребность 6. Собакам и кошкам, например, требуется общение с хозяином. Если хозяин надолго исчезает, то они грустят, когда он появляется, собаки радуются, а вот кошки еще некоторое время таят обиду. Стадные животные могут помогать друг другу. Однако эта помощь принципиально отличается от того, что мы называем помощью как потребностью человека. У животных помощь отдельному индивиду служит целям сохранения стаи, без которой и жизнь отдельного индивида невозможна. Однако когда стая спасается бегством от хищника никто не придет на помощь отставшему животному. Помощь здесь служит интересам выживания вида. Иное дело у человека. Оказывая помощь другим людям, человек вроде бы ведет себя неразумно, так как ослабляет себя во внутривидовой конкуренции, поскольку человеку как виду ничто не угрожает. Однако такая помощь (бескорыстная и
жертвенная) – также потребность человека, хотя и высшая и в этом ее принципиальное отличие от помощи животных друг другу и случаев когда домашние животные помогают хозяину. В двух последних ситуациях помощь все же эгоистична.
      Следует отметить, что потребности 1-6 бессознательны и всегда могут быть выражены неречевыми элементами общения, а остальные – высшие потребности являются продуктом цивилизации, свойственными только человеку и могут быть переданы только словами.
      Рассмотрение шкалы позволяет выявить еще один закон, описанный А. Маслоу и использованный при ее построении: порядок реализации потребностей в жизнедеятельности определяется невозможностью полной реализации последующей потребности без предыдущей. Так человек лишенный воды не думает о пище, лишенный полноценного питания не может быть здоров, для больного недоступна полноценная половая жизнь, а лишенный последней, как правило, имеет проблемы с окружающими. И это сравнение можно продолжать. Однако существуют и другие законы проявления нормальных потребностей в жизнедеятельности. Рассмотрим их более подробно.

  1. Если одна из потребностей не реализуется, то соседние с ней усилены с целью как-то компенсировать потери. Остальные потребности при этом ослаблены тем больше, чем дальше они от первой. Например, человек, не имеющий духовно близких людей стремится компенсировать это за счет секса и накопления материальных благ. При этом меньшее значение имеет, как правило, забота о здоровье и потребность в физической культуре.

  2. Если же какая-либо из потребностей реализуется полностью, то соседние с ней ослаблены тем больше, чем ближе они к ней расположены. Так человек, полностью реализовавший себя сексуально, редко заботиться о здоровье и не ищет дополнительной духовной близости, а имеющий избыток материальных благ к тому же практически никогда не занимается физической культурой.

  3. При полной реализации одной из потребностей возникают необходимые и достаточные условия для реализации последующей. Это проявление философского закона о переходе количества в качество – закона о развитии. Обычно психологи вслед за Маслоу, Гольдштейном и Роджерсом называют этот процесс самоактулизацией, понимая под этим в основном высшие потребности. Однако фактически переход к более высокой потребности предопределен, хотя для высших потребностей он и происходит через желания и волю человека. Более того, человек сознательно стремится реализовать эти более высокие потребности. Абрахам Маслоу так определил это свойство человеческой натуры: “Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь." Причем, если для потребностей низшего уровня закон действует очень строго (умирающий от жажды не думает о еде), то чем выше потребность, тем более размыты ее границы и последующая потребность реализуется без полной реализации предыдущей – эта особенность также была отмечена в поздних работах А. Маслоу. Так желание и возможность творчества имеется и как у небогатых людей, так и у людей с физическими недостатками. Но голодный человек думает только о еде.

  4. Вместе с тем, разумное ограничение потребностей человека является стимулом к развитию. Многие существующие системы используют этот факт. Например, священники, желающие делать карьеру, вынуждены отказаться от семейной жизни и вся их энергия идет на служение церкви. Факт разумного ограничения потребностей не противоречие теории, а диалектика развития потребностей человека: избыточная реализация тормозит дальнейшее развитие человека, недостаточная также тормозит развитие, вызывая при этом еще и нервное напряжение. Так, человек, который не в состоянии получить необходимые ему материальные блага, будет упорно разрешать этот вопрос, разрушая тем самым свою психику и разрушая пути для дальнейшего развития.

  5. Однако здесь наблюдается и обратная связь: неполная реализация высших потребностей разрушает нижние. В приведенном выше примере человек также будет терять друзей, любимых и свое здоровье. При этом степень разрушения определяется двумя факторами: наиболее сильно разрушаются ближайшие к нереализованной потребности. Вместе с этим очень сильному влиянию подвергается потребность находящаяся 3-мя уровнями ниже. Так человек, не помогающий другим, не заботиться и о своей физической форме, прекращение творческой деятельности влечет материальные издержки. Душевные потребности влияют на отношения с близкими, прекращение физических занятий не способствует сексуальной активности, материальные затруднения разрушают физическое и психическое здоровье, а отсутствие друзей для древнего человека означало возможность умереть от голода.
          

  6. Причина такого влияния состоит в симметрии, гармонии потребностей, которые можно объединить в три группы, элементы которых последовательно чередуются в шкале.

  7. Первая группа: дыхание, здоровье, материальные блага, творчество.

    Вторая группа: вода, секс, физическая культура, помощь.

    Третья группа: пища, аффинити, душевное потребности, любовь.

    Несмотря на то, что элементы в группах отдалены друг от друга, они имеют внутреннее сходство, общую тенденцию. Таким образом, в шкале нормальных потребностей присутствует как бы внутренний ритм.

  8. И эта особенность позволяет сделать предположение, что, указанные в шкале потребности, являются необходимыми и достаточными для развития как отдельного человека, так и человечества в целом. Другими словами – любая потребность человека имеет в своей основе одну из потребностей шкалы. Приведу примеры.

Потребность в безопасности есть не что иное как невроз - продукт деятельности мозга. Обычно люди прилагают массу усилий для предотвращения нежелательных событий, вероятность наступления которых крайне низка. И они отравляют этим себе жизнь. Прекрасно об этом феномене сказал Карнеги: “Надо перестать беспокоиться и начать жить”. Животные ввиду отсутствия интеллекта и возможности прогнозирования начинают заботится о безопасности только при реальной опасности. Они, как и человек, выше безопасности ставят только голод и жажду. Таким образом, потребность в безопасности есть не что иное, как потребность в сохранении здоровья. В обществе эта потребность гипертрофирована и выражается в стремлении человека иметь оружие, а в межгосударственных отношениях в гонке вооржений.

Потребность в личной территории у животных вызвана необходимостью иметь достаточное количество пищи, воды и чистого (не загрязненного продуктами жизнедеятельности) пространства для сохранения здоровья, человек использует личную территорию еще и для хранения своих материальных благ.

Потребность в заботе о детях объясняется тем, что родители, особенно мать, воспринимают ребенка как часть самого себя. И выражение “моя кровинушка” это подтверждает.

Потребность в смысле (по Франклу) есть в сущности возможность выбора человеком своего дальнейшего пути. Другими словами - дайте человеку цель и он будет жить ради нее - эта методика прекрасно зарекомендовала себя при лечении неврозов. Однако, проблема в том, что выбор осуществляется сознательно и человек может заблуждаться. И потребность в смысле есть не что иное как потребность иметь какую-либо потребность.

Известный в психологии принцип экономии сил и рассматриваемый в повседневной жизни как лень имеет в основе заботу о здоровье. Подсознательно человек понимает, что от работы организм изнашивается. Известна пословица – “от работы кони дохнут” и Уоркер, проживший 110 лет, говорил: “Я никогда не стою, если можно сидеть”.

Потребность в вооруженности знаниями и умениями существует только у детей и проявлятся в виде подражания взрослым или игры. Чем взрослее челове, тем меньше у него желания учиться просто так – когда обучение не связано с реализацией каких-либо других потребностей человека.

Потребность в самоактулизации, развитии, преодолении препятствий, рефлекс свободы и рефлекс независимости – суть не потребности, а механизм с помощью которого человек реализует свои высшие потребности.

Потребность в уважении (почитании): стремление к компетентности, достижению успехов, признанию, авторитету, самоутверждению в группе, потребность в лидерстве – как ни странно не являются нормальными – они в своей основе имеют власть – возможность жить за счет общества (подробнее смотри “Аномальные потребности”). Отметим, что если рассматривать власть в исторической перспективе, то ее сила постепенно ослабевает: если 1000 лет назад власть затрагивала не только все потребности, но и саму жизнь человека, то сейчас ее влияние распросраняется лишь высшие потребности. И это (ослабление власти) также свидетельствует о прогрессе цивилизации. Также следует подчеркнуть, что потребность во власти необходимо отличать от потребности в принадлежности и любви, стремлении быть признанным и понятым в основе которых лежит аффинити.

      Как уже отмечалось ранее, низшие потребности являются продуктом природы, а высшие – продуктом цивилизации. Причем и цивилизация в целом осознает и реализует эти потребности последовательно. Так в начале нашей эры окончательно победив природу и достигнув в рамках Римской империи достаточных возможностей для реализации потребностей, вплоть до 10 включительно, люди поняли, что жить в состоянии внутривидовой конкуренции психологически очень неуютно, поскольку по принципу обратной связи начинают разрушаться нижележащие потребности. Понятие конкретного безвозмездного добра, помощи и любви к ближнему (под которым понимается не друг или родственник, а просто живущий рядом) стало новым шагом в развитии человечества. Христианство явилось первой, наиболее оформленной системой новых правил общежития. Именно отказ от внутривидовой конкуренции и возможность жизни по новым законам предопределило широкое распространение христианства.
      Однако, столкнувшись с западной технократической цивилизацией, христианство, трансформировавшись под ее влиянием, не смогло до конца изменить направление развития человечества. Для современного его состояния по-прежнему характерна внутривидовая конкуренция: это накопление и использование оружия отдельными индивидами, группами, армиями стран и блоков, распространение боевых единоборств, доступные теперь каждому психологические методики (от безобидного Д. Карнеги до боевых психологических приемов), а также современные компьютерно - математические методы конкуренции в бизнесе и других сферах человеческой деятельности. Современная цивилизация считает прогрессом законодательное и моральное запрещение крайних форм внутривидовой борьбы: войн горячих, холодных и идеологических, насилия, терроризма, преступности. Однако не запрещает других ее форм – конкуренции, пропаганды, инвестиционной политики. Однако проигрывающая сторона будет всегда нарушать эти запреты, поскольку выживание – главная цель жизнедеятельности. К тому же нет принципиальной разницы между войной мечом и катапультой против дубины дикаря, войной компьютером и крылатой ракетой против автомата и зенитной установки и войной в “коридорах власти” с помощью денег, психологических приемов и “технических мероприятий”. Тенденция очевидна: различия в “вооружении” сторон постепенно уменьшаются, а следовательно, и победить во внутривидовой борьбе невозможно. В двадцатом веке появилась принципиально новая проблема этой борьбы – необратимость ее последствий. Если последствия применения химического и бактериологического оружия ассимилируются природой за десятки лет, то ядерного за сотни, а радиологического за сотни тысяч лет. То есть два последних угрожают человеку как виду. И в этом плане происходящий в настоящее время конфликт США с арабскими миром очень опасен. Причина конфронтации в том, что весь мир хочет жить так как живет Америка. Нет никакой гарантии, что в один прекрасный день один из политиков не примет решение с необратимыми последствиями и всю территорию Штатов не пересечет самолет с радиоактивной пылью за хвостом. Будет “переходной процесс”: военный конфликт и возможно не только с арабским миром, падение курса доллара, американской экономики и державы в целом, массовая эмиграция из США. Площадь в полмиллиона квадратных километров будет непригодна для жизни. Все это или нечто подобное произойти может и завтра. Но, скорее всего через 10-12 лет, поскольку уже пройден пик солнечной (а, следовательно, и социальной активности) активности. Таким образом, история дает Америке шанс. И решение этой проблемы следует искать (всем, а не только Америке) на путях разумного ограничения, (что само по себе является источником развития) потребностей, помощи и любви. И другого пути нет: ресурсов Земли явно недостаточно для всего ее населения при Американском образе жизни. Однако это пока это не осознано мировым сообществом. В Америке даже собирают конференцию на тему "Почему весь мир ее так не любит". А ответ на поверхности - не нужно жить в роскоши за счет других. Поэтому всем развитым странам следует затянуть потуже сильно отпущенные пояса и вложить все деньги в развитие медицины, образования, промышленности и сельского хозяйства стран третьего мира, в первую очередь арабских, поскольку угроза терроризма исходит в первую очередь оттуда.

       Представляет интерес также распределение потребностей в обществе. Получить такое распределение возможно проанализировав частоту воспроизведения потребностей в ... анекдотах. Они вне политики и идеологии, их никто не контролирует, их огромное множество (можно собрать достаточную статистику) и главное они отражают интересы и потребности самых широких слоев населения. Ниже приведен анализ распределения потребностей в России по известному в застойные времена сборнику армянских (а точнее советских) анекдотов - как ни странно с тех пор мало что изменилось. Распределение практически нормальное - что само по себе свидетельствует о достоверности результатов. Повышенный интерес к материальным благам объясняется бедностью населения, а к интеллектуальным потребностям, тем, что анедоты придумывают не глупые люди, и естественно они их придумывают их и о себе - однако, от такие анекдоты не задерживаются в массовом сознании.

       Более важное значение имеет интерес к сексу, который превалирует над всеми остальными потребностями и в западных странах. Это следствие ошибочного решения данного вопроса в традиционной христианской доктрине. Институт семьи и моногамия ни в малейшей мере не способствуют удовлетворению этой потребности, так как стоят на пути инстинктивного поведения человека как вида (более подробно смотри раздел "Если счастье в любви"). И это проблема западной цивилизации. На востоке такой проблемы нет. Опросы общественного мнения на западе свидетельствуют о том, что людей больше всего интересует их здоровье, секс и отношение с другими людьми (аффинити). Повышенный интерес к материальным благам - удел бедных стран.

       Что же касается обнадеживающих практических результатов на пути поворота общества от низших к высшим потребностям, то их пока нет. Но это не значит, что их нет вообще. Так, современные последователи духовного вождя индусов Лорда Махавира (он жил в 6 веке новой эры и был основателем секты джайнов) - даже проводят массовые манифестации: сотни обнаженных мужчин проходят по улицам Бхопала. "Мы обнажаемся, чтобы показать, что мы невзыскательны и ведем жизнь аскетов. Если бы все люди не стремились к власти и богатству, мир стал бы спокойным и счастливым. Наше движение стремится распространять послание любви" -вот основа их философии. Но ее, к сожалению, не разделяют те, кто имеет власть и силу на этой планете. Тем не менее теоретическая база вполне подготовлена: ряд стран Востока продвинулись в этом плане дальше и может быть перешли бы и в область практической реализации, если бы не влияние Запада, который отстаивает свой технократический путь развития цивилизации. Кроме теологических теорий на Западе появились социалисты-утописты, а из современных теоретических проработок этого вопроса следует отметить книгу Даниила Андреева “Роза Мира”.

      И, наконец, рассмотрев нормальные потребности взрослого человека и законы проявления этих потребностей в жизнедеятельности можно сформулировать понятие счастья.

Счастье

это эволюция потребностей человека 

при сохранении баланса между ними.

Именно баланса, а не равенства. А профиль (количественная реализация потребностей человека по шкале) определяется физико-психологическим типом личности. Поэтому люди и считают, что счастье у каждого свое.

В заключение рассмотрим практическое применение изложенного.

Во первых, шкала является своеобразным психологическим тестом для самоконтроля. Используя шкалу, каждый объективно определит уровень своего развития, может наметить пути дальнейшего роста. Формы этого роста могут быть различны, но общая тенденция определена.

Во вторых, степень удовлетворения потребностей и баланса между ними говорит о социальной надежности человека. Эта интегральная оценка, показывающая насколько поведение индивида соответствует моральным и законодательным требованиям общества.

В третьих, в дополнение к другим методикам имеется еще одна возможность оценить психологическую совместимость людей: два человека с одинаковым уровнем удовлетворения потребностей имеют большую совместимость, поскольку они решают сходные задачи своего развития. Совместимость людей также возрастает при росте уровня их потребностей, поскольку такие люди  лучше понимают жизнь.

В четвертых, понимание своих собственных потребностей, потребностей своей семьи и мирового сообщества в целом дает хороший шанс для их разумного удовлетворения.

Д.А. Никитин


На главную страницу сайта