МАСТЕРСТВО УСТНОЙ РЕЧИ

 

1. Принципы правильной речи.

Принципы правильной речи: правильное словоупотребление, правильное ударение и минимальный информационный шум. При построении предложения нужно стремиться к ясности, логичности и краткости, не допускать двусмысленностей. Современная речь - это речь скоростная. В русском языке наиболее комфортные условия для восприятия наблюдаются при скорости речи порядка 120 слов в минуту. В английском - 160 слов в минуту, во французском - 185 слов в минуту. Для современной речи характерна аллегро форма: а именно короткие предложения по 8-10 слов. Часто используются сокращения. Словосочетание необходимо объяснить, дать сокращение, а потом употреблять. При работе над текстом выступления основное внимание следует уделить логике, терминам, определениям, цифрам, фактам, цитатам и утверждениям.

 

2. Вопросы.

Существует три типа вопросов, которые могут быть заданы слушателям на уроке. Первый тип вопроса - риторический; на него уже есть ответ и он всем известен. Такой вопрос необходим для взаимодействия с аудиторией. Второй тип - репродукционный. Для ответа на этот вопрос слушатели должны вспомнить ранее изученный материал и воспроизвести его в ответе. Третий тип - проблемный. Для ответа на этот вопрос нужно связать между собой несколько ранее изученный понятий и на их основе дать ответ. При подготовке вопросов необходимо сформулировать их ясно и кратко. Необходимо также подготовить и, желательно, записать правильный ответ. В противном случае задавать вопросы недопустимо.

 

3. Повторы.

Существует три типа повторений. Первый тип - аутентичный: повтор слово в слово. Второй тип - повтор в сокращенной форме. Третий тип - повтор с пояснением, дополнением. Повторы нужны для лучшей усвояемости материала.

 

4. Сравнения.

Сравнение должно быть коротким, ясным, возможно с элементами юмора. Недопустимы сравнения, которые не разъясняют, а затуманивают вопрос. Например, "справлялся с этим делом, как старый германский воин". Поскольку не ясно, как последний с этим делом справлялся. Педагогические качества сравнения: разъясняет, делает более наглядным, возбуждает деятельность мышления и воображения, дает возможность сделать самостоятельный вывод. Следует отметить, что сравнение нужно делать для материала, который является трудным для понимания. Для простого материала сравнения не допустимы.

 

5. Логическое ударение, эмфатические перестановки, интонации.

Психологами установлено, что слово стоящее на первом месте в предложении несет 50-70 % информации. Поэтому предложения следует строить по следующему плану: подлежащее, сказуемое, дополнение. В предложении не должно быть более 10 слов. Для лучшего усвоения материала и выделения главных слов в предложении следует делать на этих словах логическое ударение, выделять их голосом, и переставлять эти слова при повторах.

 

6. Юмор.

Допустимо использовать при проведении занятий элементы юмора, но не чаще чем один раз в 15 минут. При этом юмор должен быть высокого качества. Каждый преподаватель для себя должен решить, может ли он шутить и использовать юмор как элемент обучения. Критерий - адекватная реакция аудитории и улучшение учебного процесса. Если эти показатели не улучшаются, то лучше и не пытаться шутить.

 

7. Обращение и обращенность.

Обращение должно быть простым, точным и доверительным. Повторять обращение к аудитории желательно через каждые 10-15 минут, это способствует привлечение внимания к преподавателю.

 

8. Первая минута.

После того как преподаватель вошел в класс в течение примерно одной минуты слушатели только смотрят на него и практически ничего не воспринимают, даже в том случае если он им хорошо знаком. Поэтому в течение первой минуты давать какую либо информацию бессмысленно.

 

9. Мимика, взгляд, жест.

Мимика, взгляд, жест - это тоже средство усвоения информации, зачастую более эффективные, чем речь, поскольку они выражают отношение говорящего к данному вопросу. Механизм этого явления заключается в том, что параллельно звуковому каналу получения информации подключается и зрительный. Эти каналы действуют параллельно, взаимно усиливая друг друга. Эти элементы должны соответствовать излагаемому материалу. Как говорил Петр 1 " Не надобно шататься, в боки упираться, подскакивать, вздрагивать, рыдать - так как лишняя невразумительная суть слушающего отвращает".

Мимика, взгляд, жест отражают также и отношение преподавателя к слушателям, что чрезвычайно важно. Следует избегать следующих жестов и движений: сцепленные пальцы рук, руки, скрещенные на груди, руки на бедрах или на поясе, закладывание рук за спину, опора на предмет или положение руки на предмете, нога на ногу или перекрещенные ноги и других закрытых позиций, так как они соответствуют негативному отношению к слушателям и при этом добиться их расположения невозможно.

 

10. Движение преподавателя.

Если преподаватель сидит, то слушатель может смотреть на него и воспринимать информацию в течение примерно 5...7 минут. После этого в коре головного мозга наступает процессы торможения. Лучше если преподаватель двигается. Однако движения не должны быть однообразными. Совершенно не допустимо ходить из угла в угол аудитории. Возможны движение перед аудиторией и вглубь аудитории. Последние наиболее эффективны для привлечения слушателей и носит название - агрессивная линия. Если оценить количественно три этих вида движения по степени привлечения внимания слушателей, то получим такое соотношение 1:20:100.

 

11. Пауза.

Чем больше плотность информации, тем больше должны быть и паузы. Паузу нужны для осмысления информации. Длительность паузы - от одной до двух секунд. Необходимо просматривать текст выступления на предмет пауз, которые следуют после каждой крупной мысли или вывода. Паузы содержательны: они подчеркивают важность материала и способствуют закреплению информации.

 

12. Мертвые точки.

Через 25-30 минут после начала занятия наступают, так называемые, мертвые точки: естественное утомление слушателей, которое сопровождается ухудшением внимания и отвлечением от занятия. Это необходимо учитывать. В это время можно пошутить, повторить пройденный материал, задать вопрос, сделать паузу. Время необходимое на преодоление мертвой точки составляет 2-3 минуты. Через следующие полчаса ситуация повторяется.

 

13. Ответы на вопросы.

Выслушайте вопрос до конца и сделайте паузу, для того чтобы понять, что же вас спросили и почему спросили. Осознание этих фактов позволит более точно и полно ответить на вопрос. Отвечать нужно по сути вопроса. Нельзя отвечать кратко, при этом создается впечатление, что вы хотите отделаться от вопроса. Излишне подробные ответы также нежелательны, так как это утомляет слушателей. В ответе должна чувствоваться доброжелательность.

Если вы не поняли вопроса, переспросите. Если вопрос выходит за рамки положенного материала необходимо кратко ответить и указать литературу, где этот материал можно найти. В ответе желательно показать свой уровень знаний, но это нужно делать скромно и корректно.

 

В заключение приведу слова выдающегося судебного оратора А.Ф.Кони: "Говорить нужно громко, ясно, отчетливо, немонотонно, по возможности выразительно и просто. Должна чувствоваться убежденность, сила. Тон следует менять, тон подчеркивает. Жесты оживляют речь, но пользоваться нужно ими осторожно. Не делайте однообразных движений. Избегайте шаблонов речи, особенно в начале и в конце. Не применяйте в речи одних и тех же выражений, слов на близком расстоянии. Форма речи простая, понятная. Хорошо действует наглядное сравнение, параллель, выразительный эпитет. Для успеха надо завоевать внимание аудитории и удерживать его до конца. Краткость и отсутствие лишнего позволяет также удержать внимание. Для успеха важно течение мыслей автора. Необходимо построить план, таким образом, чтобы одна мысль вытекала из другой, чтобы был естественный переход".


На гл. стр. сайта